Конкурс «Музыкальный диктант с удовольствием»


«Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя, 
Хотел бы я тебе представить 
Залог достойнее тебя…» 
– этими бессмертными строками дорогого сердцу каждого почитателя высокой поэзии А.С. Пушкина в прочтении уникального актёра советского кино Иннокентия Смоктуновского, 21 декабря 2023 года в УО «БГМК им. Григория Ширмы», для 38 участников открылся ежегодный конкурс «Музыкальный диктант с удовольствием».
        Пятый Конкурс был приурочен к 200-летию со дня написания первых строк романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, 190-летию издания романа (1833 – в этот год состоялось первое полное издание романа), 145-летию премьеры оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и в память 130-летия кончины Петра Ильича Чайковского. Время действия романа: 20-е годы XIX столетия, а любимые герои Пушкина и Чайковского – ровесники участников Конкурса.
Свое главное поэтическое произведение Александр Сергеевич Пушкин начал сочинять в Кишиневе, куда 24-летнего писателя сослали за возмутительные стихотворения. Работа над «Евгением Онегиным» заняла более семи лет. Произведение стало вторым в мире и первым в России романом в стихах. 
Над оперой «Евгений Онегин» Петр Ильич Чайковский работал в Москве, Сан-Ремо, Каменке и Глебове. Создавать либретто композитору помогал поэт Константин Степанович Шиловский. Приспособить пушкинский текст к опере было не так просто: в первоисточнике нет типовых для жанра конфликтов и сюжетных поворотов. 

Но Чайковского это не остановило. «Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки», «Пусть опера моя будет несценична, пусть в ней мало действия! Но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня на это непреодолимо тянет. Я совершенно погружен в сочинение оперы», – писал композитор. Чайковский оказался замечательным поэтом – он переписал текст Пушкина для арий Ленского и Гремина.
До конца жизни «Евгений Онегин» оставался любимым сочинением Чайковского; тем не менее, он всерьез опасался за его сценическую судьбу, учитывая несоответствие оперным канонам своего времени, отсутствие «трескучих эффектов и внешнего блеска». Беспокойство Чайковского не оправдалось — уже более 130 лет опера «Евгений Онегин» не сходит с театральных подмостков, являясь самым репертуарным произведением русской музыки в мире. Многочисленные записи зафиксировали трактовку оперы выдающимися представителями исполнительского искусства разных поколений. 
Другое памятное событие, отразившееся в истории V Конкурса музыкального диктанта – 95 - летие композитора, Народного артиста РСФСР, джазмена Юрия Саульского. Юрий Сергеевич Саульский (1928-2003) – композитор, музыкант, дирижер, автор множества песенных мелодий, композиций к спектаклям, фильмам, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, родился 23 октября 1928 года в Москве, в интеллигентной семье. С выбором профессии Саульский определился в детстве — в доме всегда звучала музыка. Бабушка выступала с Шаляпиным и Собиновым, отец был пианистом, мать и отчим пели в хоре. Самыми любимыми пластинками у Юры были джазовые. В музучилище при Московской консерватории он учился у Елены Фабиановны Гнесиной по классу фортепиано. По окончании которого, а затем, в 1954 году с отличием и самой консерватории по курсу теории и композиции, стал композитором. Судьба свела его с великим джазменом, «второй трубой мира» – Эдди Рознером. Вместе они написали музыку для фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь»
В киноленте режиссер даже снял эпизод с оркестром Рознера. В 60-х годах творчество Юрия Саульского получило заслуженное признание. Он становится директором мюзик-холла, членом Союза композиторов и создает легендарный «ВИО-66» (вокально-инструментальный оркестр), где играли лучшие джазовые музыканты. В 1963 году после появления песни «Черный кот» на стихи поэта Михаила Танича к композитору Юрию Саульскому пришла всенародная слава. Он называл ее «своей четвертой симфонией Бетховена». В исполнении Тамары Миансаровой «Черный кот» стал главным советским хитом, вскоре зазвучавшим на польском, чешском, немецком языках. Год 95-летия музыканта совпал с другой юбилейной датой – 60-летием шлягера «Черный кот» (1963) – первого советского твиста. Сюрпризом конкурсантам стала видеозапись импровизации на тему песни-юбиляра, в интерпретации Леры Базыкиной, Сергея Жилина и джаз-оркестра «Фонограф».
Итак. В исполнении преподавателей Н.В. Жебит (инициатор и организатор конкурса) и А.Н. Алдановой прозвучали следующие фактурные диктанты: 
– одноголосный – «Татьянин день» Юрия Саульского  
– двухголосный – Дуэт Татьяны и Ольги из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
Абсолютным победителем конкурса стал пианист первокурсник - Владислав Досин. За написание диктанта, близкого к успешному Благодарностью были отмечены Мария Крашенинникова (Ic), Анна Терешко (IIс), София Иванова (IIIc). 
 Поздравления победители и участники конкурса принимали от заведующего кафедрой теории музыки Белорусской государственной академии музыки, кандидата искусствоведения, доцента Марины Евгеньевны Пороховниченко.

Н.В. Жебит